Руководитель: Зырянова Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории. В Доме детского творчества «Планета» работает с 01 сентября 2014 года.
Образование: филологический факультет ТГУ, юридический институт ТГУ.
Направление работы: формирование и развитие основ экологической культуры обучающихся.
Возраст детей: 5 — 11 лет.
В наши дни сложно переоценить значение экологического образования детей. Основы экологической культуры подрастающего поколения следует закладывать уже в дошкольном возрасте. А в начальной школе предметы экологической направленности должны стоять в одном ряду с основными дисциплинами. Изучение экологии детьми дошкольного и младшего школьного возраста является важным этапом в становлении и развитии личности ребенка. Перед системой образования России стоит важная задача: создать систему непрерывного всеобъемлющего экологического образования. Поэтому с уверенностью можно сказать, что воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача XXI века.
Но ребенок – дошкольник или ребенок младшего школьного возраста не имеет достаточного объема знаний для того, чтобы решать какие-либо экологические вопросы, поэтому начинать изучение экологии необходимо со знакомства с окружающим миром, а уже затем приступать к рассмотрению вопросов взаимоотношений человека и природы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Экология для малышей» для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) включает несколько основных разделов:
- Человек и природа.
- Времена года.
- Неживая природа.
- Живая природа.
- Основы экологического проектирования.
Цель программы заключается в создании благоприятных условий для формирования и развития первичных представлений детей о планете Земля как общем доме людей, животных, растений, об особенностях различных природных объектов и явлений; формирования экологической культуры дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- развивать способность формировать эстетические, нравственные суждения по экологическим вопросам.
- воспитывать ответственное отношение к природе, жизни и здоровью, как к своему, так и другого человека.
Ожидаемый результат:
- расширение кругозора по предмету и усвоение знаний о природе родного края;
- усвоение правил грамотного поведения человека в природе в целях сохранения и экономного использования природных ресурсов;
- умение выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений.
Программа основана и разработана в соответствии с принципами системности, поэтапности, экологического гуманизма, наглядности и практической направленности. Также используется краеведческий принцип, так как акцент ставится на изучении природы Томска и Томской области.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детской психологии.
Организация учебного процесса — групповые занятия по 30 минут:
- для детей, посещающих детский сад — 1 раз в неделю по 1 занятию (срок реализации программы – 1 год);
- для детей, не посещающих детский сад — 2 раза в неделю по 1 занятию (срок реализации программы – 2 года).
В содержание дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог» для детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет) входит изучение следующих тематических разделов:
- Живая и неживая природа.
- Экокраеведение.
- Я – человек. Основы ЗОЖ.
- Основы экологической грамотности.
- Декоративно-прикладное творчество с использованием природного материала.
- Экологическое проектирование.
Основной целью программы «Юный эколог» является создание благоприятных условий для формирования и развития основ экологической культуры обучающихся. Для достижения поставленной цели предполагается решение нескольких задач:
- сформировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- сформировать осознанное представление о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- сформировать у обучающихся умения и навыки в проектной деятельности;
- развить способность формировать научные, эстетические, нравственные и правовые суждения по экологическим вопросам;
- воспитать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.
Ожидаемый результат:
- расширение кругозора;
- появление устойчивой мотивации и интереса к познанию мира природы родного края (Города Томска и Томской области);
- осознание необходимости гармонично взаимодействовать с природой с точки зрения экологической допустимости;
- осознание ребенком человека частью природы; появление гражданской позиции; появление нравственно-этических ориентиров;
- создание исследовательских и проектных работ, выступление на научно-практических конференциях с докладами.
Программа основана и разработана в соответствии с краеведческим принципом, так как акцент ставится на изучении природы Томска и Томской области. В данной программе предусмотрена как аудиторная (в учебном кабинете), так и неаудиторная работа (в музее, в парке, на пришкольном участке).
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детской психологии.
Срок реализации программы: 4 года.
Организация учебного процесса: групповые занятия по 40 минут: — 2 раза в неделю по 2 занятия.
Наши достижения:
2018 – 2019 учебный год
- Региональный Открытый дистанционный конкурс «Знатоки мира природы»: творческий коллектив ГДР «Вишенки» — диплом призера 1 степени, творческие коллективы ГДР «Горошинки» и ГДР «Лучики» — диплом призера 2 степени (декабрь 2018 г.);
- Международная Олимпиада «Уроки Мойдодыра»: Шиянова Анна — диплом победителя 1 степени, Киреева Дарья – диплом призера 2 степени, Буваев Максим — диплом призера 3 степени (апрель 2019 г.);
- Городской заочный конкурс детского творчества «Экочудо» (в рамках городской программы «Отражение»): Назарьева Ирина – диплом победителя в номинации;
- Городская интеллектуальная игра «Эко-лото «Древесные растения Заповедного леса»: команда «Юный эколог» — диплом 2 степени (ноябрь 2018 г.);
- Региональный Открытый дистанционный интеллектуальный марафон «Мир вокруг нас»: Семенцова Марина – диплом 1 степени (март 2019 г.);
- Международная «Олимпиада по ЗОЖ»: диплом победителя 1 степени — Крутиков Панкратий, Шулякова Арина, диплом призера 2 степени — Терехина Настя, Овечкин Захар (апрель 2019 г.)
2019 – 2020 учебный год
- Региональный конкурс «Юные таланты Томской области»: диплом 1 степени – Шулякова Арина (октябрь 2019 г.);
- Городской конкурс-выставка «Щедрый урожай»: диплом за 3 место — Зорина Айшат, Семенцова Марина (октябрь 2019 г.);
- Городской конкурс коллажей «В единстве наша сила»: диплом за 1 место — творческий коллектив ДОО «Юный эколог» (ноябрь 2019г.);
- Региональная олимпиада «Духовная культура Отечества»: диплом победителя – Суут Алена, диплом призера – Овечкин Захар (ноябрь 2019 г.);
- Региональный Открытый дистанционный фестиваль «Экологический калейдоскоп»: диплом 3 степени – Крутиков Панкратий, Терехина Настя (ноябрь 2019 г.);
- Региональная открытая экологическая квест – игра «Знатоки природы»: диплом 3 степени – команда «Юный эколог» (ноябрь 2019 г.);
- Городской конкурс детского творчества «Снежинка» (городская программа «Первые шаги – первые успехи»): диплом 3 степени – Спановская Дарья (февраль 2020 г.);
- Городской дистанционный конкурс чтецов в рамках «Парада литературных героев — 2020» (городская программа «Отражение»): диплом победителя – Шулякова Арина (апрель 2020 г.);
- Городская викторина «Разных народов большая семья» в рамках форума «Томск – территория дружбы» (городская программа «Отражение»): диплом победителя – Панченко Дмитрий, Шулякова Арина, Арзамасцев Александр, Суут Алена, Берт Алексей, Семенцова Марина, Ведель Роман, Крутиков Панкратий, Терехина Настя, Валевская Виктория (май 2020 г.);
- Городской конкурс детского творчества «Страницы экологического календаря» (городская программа «Отражение»): диплом победителя – Кухаренко Маргарита, Сергеев Макар, Берт Алексей (июнь 2020 г.).