«Юный эколог»

Руководитель: Зырянова Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

В Доме детского творчества «Планета» работает с 01 сентября 2014 года.

Образование: филологический факультет НИ ТГУ, юридический институт НИ ТГУ.

Направление работы: формирование и развитие основ экологической культуры обучающихся.

Возраст детей: 5 — 11 лет.

В наши дни сложно переоценить значение экологического образования детей. Основы экологической культуры подрастающего поколения следует закладывать уже в дошкольном возрасте. А в начальной школе предметы экологической направленности должны стоять в одном ряду с основными дисциплинами. Изучение экологии детьми дошкольного и младшего школьного возраста является важным этапом в становлении и развитии личности ребенка. Перед системой образования России стоит важная задача: создать систему непрерывного всеобъемлющего экологического образования. Поэтому с уверенностью можно сказать, что воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача XXI века.

Но ребенок-дошкольник или ребенок младшего школьного возраста не имеет достаточного объема знаний для того, чтобы решать какие-либо экологические вопросы, поэтому начинать изучение экологии необходимо со знакомства с окружающим миром, а уже затем приступать к рассмотрению вопросов взаимоотношений человека и природы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология для малышей» для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет), включает несколько основных разделов:

  1. Человек и природа.
  2. Времена года.
  3. Неживая природа.
  4. Живая природа.
  5. Основы экологического проектирования.

Цель программы заключается в создании благоприятных условий для формирования и развития первичных представлений детей о планете Земля как общем доме людей, животных, растений, об особенностях различных природных объектов и явлений; формирования экологической культуры дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
  • формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
  • развивать способность формировать эстетические, нравственные суждения по экологическим вопросам;
  • воспитывать ответственное отношение к природе, жизни и здоровью, как к своему, так и другого человека.

Ожидаемый результат:

  • расширение кругозора по предмету и усвоение знаний о природе родного края;
  • усвоение правил грамотного поведения человека в природе в целях сохранения и экономного использования природных ресурсов;
  • умение выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений.

Программа основана и разработана в соответствии с принципами системности, поэтапности, экологического гуманизма, наглядности и практической направленности. Также используется краеведческий принцип, так как акцент ставится на изучении природы Томска и Томской области.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детской психологии.

Организация учебного процесса — групповые занятия по 30 минут: 1 раз в неделю по 1 занятию (срок реализации программы – 1 год).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экотропинка» для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет), не посещающих детский сад, включает несколько основных разделов:

  1. Человек и природа.
  2. Времена года.
  3. Неживая природа.
  4. Живая природа.
  5. Основы экологического проектирования.
  6. Ручной труд.

Цель программы заключается в создании благоприятных условий для формирования и развития первичных представлений детей о планете Земля как общем доме людей, животных, растений, об особенностях различных природных объектов и явлений; формирования экологической культуры дошкольников; создание условий для развития творческих способностей обучающихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
  • формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
  • развивать способность формировать эстетические, нравственные суждения по экологическим вопросам;
  • воспитывать ответственное отношение к природе, жизни и здоровью, как к своему, так и другого человека.

Ожидаемый результат:

  • расширение кругозора по предмету и усвоение знаний о природе родного края;
  • усвоение правил грамотного поведения человека в природе в целях сохранения и экономного использования природных ресурсов;
  • умение выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений.

Программа основана и разработана в соответствии с принципами системности, поэтапности, экологического гуманизма, наглядности и практической направленности. Также используется краеведческий принцип, так как акцент ставится на изучении природы Томска и Томской области.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детской психологии.

Организация учебного процесса — групповые занятия по 30 минут: 1 раз в неделю по 2 занятия (срок реализации программы – 1 год).

В содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог» для детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет) входит изучение следующих тематических разделов:

  1. Удивительный мир природы.
  2. Народный календарь.
  3. Природа России.
  4. Я – томич.
  5. Я и мое здоровье.
  6. Основы экологической грамотности.
  7. Декоративно-прикладное творчество с использованием природного материала.
  8. Экологическое проектирование.

Основной целью программы «Юный эколог» является создание благоприятных условий для формирования и развития основ экологической культуры обучающихся. Для достижения поставленной цели предполагается решение нескольких задач:

  • сформировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
  • сформировать осознанное представление о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
  • сформировать у обучающихся умения и навыки в проектной деятельности;
  • развить способность формировать научные, эстетические, нравственные и правовые суждения по экологическим вопросам;
  • воспитать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.

Ожидаемый результат:

  • расширение кругозора;
  • появление устойчивой мотивации и интереса к познанию мира природы родного края (Города Томска и Томской области);
  • осознание необходимости гармонично взаимодействовать с природой с точки зрения экологической допустимости;
  • осознание ребенком человека частью природы; появление гражданской позиции; появление нравственно-этических ориентиров;
  • создание исследовательских и проектных работ, выступление на научно-практических конференциях с докладами.

В данной программе предусмотрена как аудиторная (в учебном кабинете), так и неаудиторная работа (в музее, в парке, на пришкольном участке).

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детской психологии.

Организация учебного процесса: групповые занятия по 40 минут: 2 раза в неделю по 2 занятия (срок реализации программы — 4 года).

Группа ДОО «Юный эколог» в ВКонтакте: https://vk.com/v_mire_ecologii 

Наши достижения

Обучающиеся

2020 – 2021 учебный год

  • Открытый конкурс рисунков, посвященный празднику «День матери» (Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», РВЦИ МАОУ СОШ № 40): диплом I степени — Сапронова Софья (ноябрь 2020);
  • Всероссийская викторина «Время знаний» (Всероссийское СМИ – «Время Знаний», г. Самара): диплом I степени в номинации «Как зимуют звери в лесу?» — Крутько Екатерина, диплом I степени в номинации «Подготовка к школе. Окружающий мир» — Шульга Платон;
  • Дистанционная экологическая викторина «Берегите природные ресурсы» (Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАОУ СОШ № 11 им. В.И. Смирнова г. Томска): диплом II степени — Шулякова Арина, диплом III степени — Семенцова Марина, Тмоян Лариса, Несмачная Светлана;
  • Открытый природоохранный творческий конкурс «Мой край родной» (Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2»): диплом II степени — Федосеева Анастасия;
  • Открытый дистанционный метапредметный конкурс-викторина «Цветные перья» (в рамках регионального проекта «Формирование благоприятной медиаобразовательной среды в системе общего образования Томской области», Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАОУ ООШ № 38 г. Томска): диплом III степени — Шулякова Арина, Пирогова Дарья, Сараева Мария;
  • Городской конкурс–выставка «Альтернативная АРТ–ЕЛЬ» (Департамент образования администрации Города Томска, МБОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска): диплом II степени в номинации «Елочка — волшебница» — Байгулова Алина, Зоркальцева Ульяна.

2021 – 2022 учебный год

  • Открытый дистанционный интеллектуальный марафон «Мир вокруг нас» (Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России, ОГБУ «Региональный центр развития образования», РВЦИ МАОУ СОШ № 22 г. Томска): диплом I степени — Берт Алексей, диплом II степени — Валевская Вика, диплом III степени — Шулякова Арина;
  • «Парад литературных героев» (городская программа воспитания и дополнительного образования «Отражение», Департамент образования администрации Города Томска, МБОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом I степени — Шулякова Арина, Сапронова София, диплом II степени — Ревякин Семен, диплом III степени — Тагиева Дарина, Ильина Алина;
  • IX Всероссийский конкурс «Золотые ступени» (ФГБОУ ВО ТГПУ, Институт детства и артпедагогики, МБОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 3 место – Кулаков Никита;
  • Олимпиада «Мой первый шаг в науку» (Международный проект VIDEOUROKI.NET): диплом за 1 место – Кутыркин Ярослав, Лебедевич Данил, Прокопович Александр, Шукаева Кристина, диплом за 2 место – Тонких Илья;
  • Международный конкурс «Зеленая планета» (в рамках проекта Ecolоgiarossii.ru): — диплом за 1 место – Арзамасцев Александр, Зорина Айшат, Тмоян Лариса, Шулякова Арина;
  • Эколого-краеведческая викторина «Знатоки земли сибирской» (городская программа «Моя Родина – Сибирь», Департамент образования администрации Города Томска): диплом за 1 место – Семенцова Марина;
  • Открытый дистанционный конкурс «Поделка из вторичного материала» (Департамент общего образования Томской области, ОГБОУДО «ОЦДО», МБОУ «Тогурская СОШ им. С.В. Маслова»): диплом за 3 место – Валевская Виктория.

2023 – 2023 учебный год

  • Открытая дистанционная образовательная викторина «Знатоки мира природы»: диплом за 1 место – команда «Горошинки», команда «Лучики»;
  • Конкурс презентаций «ЭкоДень календаря» (городская программа воспитания и дополнительного образования «Отражение», Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 1 место – Кустов Илья, диплом за 2 место – Соколов Семён, диплом за 3 место – Макеева Дарья;
  • Конкурс литературного творчества «Природы не бездушный лик» (городская программа воспитания и дополнительного образования «Отражение», Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 1 место – Митрофанова Алиса, диплом за 3 место – Сычева Юлия;
  • Олимпиада по окружающему миру (Международный проект VIDEOUROKI.NET): диплом за 1 место – Неволина Злата, Митрофанова Алиса, Тагиева Дарина, Сычева Юлия.

Участие педагога в профессиональных конкурсах

  • Открытый дистанционный конкурс мультимедийных презентаций «Простой и сложный мир природы», Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Золотой ключик» Колпашевского района: Мультимедийная презентация «Прогулка в Зоопарк» — Диплом I степени в номинации «Игра — путешествие» (2020);
  • I Городской конкурс исследовательских проектов «Планета проектов», ТГПУ: Проект «Волшебница осень» — Диплом I степени, Проект «Материалы и их свойства» — Диплом II степени (2020);
  • Открытый профессиональный онлайн – конкурса инновационных идей «Мой лучший педагогический проект», Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2»: Педагогический проект — «Зимушка – зима» Диплом III степени Лауреат (2020);
  • Региональный конкурс профессионального мастерства «Томский педагог», ТОИПКРО: «Конспект занятия» — Диплом призера (2019); «Презентация к уроку или занятию» — Диплом II степени (2020); «Конспект учебного занятия / урока» — Диплом I степени (2021); 
  • Региональный конкурс для педагогических работников «Учитель — методист», ТОИПКРО: «Лучший конспект учебного занятия» — Диплом I степени (2021); «Лучший сценарий внеучебного занятия» — Диплом I степени (2022);
  • Муниципальный Конкурс методических материалов «Мы живем в России», Департамент образования администрации Города Томска, МБОУ ДО ДДТ «Планета»: «Презентация к занятию/ мероприятию» – Диплом за 1 место (2022);
  • Муниципальный конкурс методических материалов «PROЭкологию», Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»: «Конспект и сценарий учебного занятия» — диплом за 1 место.
Рассказать друзьям:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Мой Мир
  • email
  • PDF