Руководитель: Зырянова Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
В Доме детского творчества «Планета» работает с 01 сентября 2014 года.
Образование: филологический факультет НИ ТГУ, юридический институт НИ ТГУ.
Направление работы: формирование и развитие основ экологической культуры обучающихся.
Возраст детей: 5 — 11 лет.
В наши дни сложно переоценить значение экологического образования детей. Основы экологической культуры подрастающего поколения следует закладывать уже в дошкольном возрасте. А в начальной школе предметы экологической направленности должны стоять в одном ряду с основными дисциплинами. Изучение экологии детьми дошкольного и младшего школьного возраста является важным этапом в становлении и развитии личности ребенка. Перед системой образования России стоит важная задача: создать систему непрерывного всеобъемлющего экологического образования. Поэтому с уверенностью можно сказать, что воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача XXI века.
Но ребенок-дошкольник или ребенок младшего школьного возраста не имеет достаточного объема знаний для того, чтобы решать какие-либо экологические вопросы, поэтому начинать изучение экологии необходимо со знакомства с окружающим миром, а уже затем приступать к рассмотрению вопросов взаимоотношений человека и природы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Экология для малышей» для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет), включает несколько основных разделов:
- Человек и природа.
- Времена года.
- Неживая природа.
- Живая природа.
- Основы экологического проектирования.
Цель программы заключается в создании благоприятных условий для формирования и развития первичных представлений детей о планете Земля как общем доме людей, животных, растений, об особенностях различных природных объектов и явлений; формирования экологической культуры дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- развивать способность формировать эстетические, нравственные суждения по экологическим вопросам;
- воспитывать ответственное отношение к природе, жизни и здоровью, как к своему, так и другого человека.
Ожидаемый результат:
- расширение кругозора по предмету и усвоение знаний о природе родного края;
- усвоение правил грамотного поведения человека в природе в целях сохранения и экономного использования природных ресурсов;
- умение выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений.
Программа основана и разработана в соответствии с принципами системности, поэтапности, экологического гуманизма, наглядности и практической направленности. Также используется краеведческий принцип, так как акцент ставится на изучении природы Томска и Томской области.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детской психологии.
Организация учебного процесса — групповые занятия по 30 минут: 1 раз в неделю по 1 занятию (срок реализации программы – 1 год).
В содержание дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог» для детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет) входит изучение следующих тематических разделов:
- Удивительный мир природы.
- Народный календарь.
- Природа России.
- Я – томич.
- Я и мое здоровье.
- Основы экологической грамотности.
- Декоративно-прикладное творчество с использованием природного материала.
- Экологическое проектирование.
Основной целью программы «Юный эколог» является создание благоприятных условий для формирования и развития основ экологической культуры обучающихся. Для достижения поставленной цели предполагается решение нескольких задач:
- сформировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- сформировать осознанное представление о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- сформировать у обучающихся умения и навыки в проектной деятельности;
- развить способность формировать научные, эстетические, нравственные и правовые суждения по экологическим вопросам;
- воспитать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.
Ожидаемый результат:
- расширение кругозора;
- появление устойчивой мотивации и интереса к познанию мира природы родного края (Города Томска и Томской области);
- осознание необходимости гармонично взаимодействовать с природой с точки зрения экологической допустимости;
- осознание ребенком человека частью природы; появление гражданской позиции; появление нравственно-этических ориентиров;
- создание исследовательских и проектных работ, выступление на научно-практических конференциях с докладами.
В данной программе предусмотрена как аудиторная (в учебном кабинете), так и неаудиторная работа (в музее, в парке, на пришкольном участке).
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детской психологии.
Срок реализации программы: 4 года.
Организация учебного процесса: групповые занятия по 40 минут: — 2 раза в неделю по 2 занятия.
Наши достижения
2020 – 2021 учебный год
- Открытый конкурс рисунков, посвященный празднику «День матери» (Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», РВЦИ МАОУ СОШ № 40): диплом I степени — Сапронова Софья (ноябрь 2020);
- Всероссийская викторина «Время знаний» (Всероссийское СМИ – «Время Знаний», г. Самара): диплом I степени в номинации «Как зимуют звери в лесу?» — Крутько Екатерина, диплом I степени в номинации «Подготовка к школе. Окружающий мир» — Шульга Платон;
- Дистанционная экологическая викторина «Берегите природные ресурсы» (Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАОУ СОШ № 11 им. В.И. Смирнова г. Томска): диплом II степени — Шулякова Арина, диплом III степени — Семенцова Марина, Тмоян Лариса, Несмачная Светлана;
- Открытый природоохранный творческий конкурс «Мой край родной» (Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2»): диплом II степени — Федосеева Анастасия;
- Открытый дистанционный метапредметный конкурс-викторина «Цветные перья» (в рамках регионального проекта «Формирование благоприятной медиаобразовательной среды в системе общего образования Томской области», Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАОУ ООШ № 38 г. Томска): диплом III степени — Шулякова Арина, Пирогова Дарья, Сараева Мария;
- Городской конкурс–выставка «Альтернативная АРТ–ЕЛЬ» (Департамент образования администрации Города Томска, МБОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска): диплом II степени в номинации «Елочка — волшебница» — Байгулова Алина, Зоркальцева Ульяна.
- Открытый дистанционный интеллектуальный марафон «Мир вокруг нас» (Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России, ОГБУ «Региональный центр развития образования», РВЦИ МАОУ СОШ № 22 г. Томска): диплом I степени — Берт Алексей, диплом II степени — Валевская Вика, диплом III степени — Шулякова Арина;
- «Парад литературных героев» (городская программа воспитания и дополнительного образования «Отражение», Департамент образования администрации Города Томска, МБОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом I степени — Шулякова Арина, Сапронова София, диплом II степени — Ревякин Семен, диплом III степени — Тагиева Дарина, Ильина Алина;
- IX Всероссийский конкурс «Золотые ступени» (ФГБОУ ВО ТГПУ, Институт детства и артпедагогики, МБОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 3 место – Кулаков Никита;
- Олимпиада «Мой первый шаг в науку» (Международный проект VIDEOUROKI.NET): диплом за 1 место – Кутыркин Ярослав, Лебедевич Данил, Прокопович Александр, Шукаева Кристина, диплом за 2 место – Тонких Илья;
- Международный конкурс «Зеленая планета» (в рамках проекта Ecolоgiarossii.ru): — диплом за 1 место – Арзамасцев Александр, Зорина Айшат, Тмоян Лариса, Шулякова Арина;
- Эколого-краеведческая викторина «Знатоки земли сибирской» (городская программа «Моя Родина – Сибирь», Департамент образования администрации Города Томска): диплом за 1 место – Семенцова Марина;
- Открытый дистанционный конкурс «Поделка из вторичного материала» (Департамент общего образования Томской области, ОГБОУДО «ОЦДО», МБОУ «Тогурская СОШ им. С.В. Маслова»): диплом за 3 место – Валевская Виктория.
2022 – 2023 учебный год
- Открытая дистанционная образовательная викторина «Знатоки мира природы»: диплом за 1 место – команда «Горошинки», команда «Лучики»;
- Конкурс презентаций «ЭкоДень календаря» (городская программа воспитания и дополнительного образования «Отражение», Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 1 место – Кустов Илья, диплом за 2 место – Соколов Семён, диплом за 3 место – Макеева Дарья;
- Конкурс литературного творчества «Природы не бездушный лик» (городская программа воспитания и дополнительного образования «Отражение», Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 1 место – Митрофанова Алиса, диплом за 3 место – Сычева Юлия;
- Олимпиада по окружающему миру (Международный проект VIDEOUROKI.NET): диплом за 1 место – Неволина Злата, Митрофанова Алиса, Тагиева Дарина, Сычева Юлия.
- Городской информационно-образовательный проект «Я патриот и гражданин» (Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 1 место – Митрофанова Алиса, Соколов Семен, Сычева Юлия, Тагиева Дарина, диплом за 2 место — Байгулова Алина, Кутыркин Ярослав, Неволина Злата, Тимофеев Артем, диплом за 3 место — Макеева Дарья;
- Краеведческие чтения «Томск военный» (Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 1 место (коллективная работа) – Тагиева Дарина, Митрофанова Алиса, Сычева Юлия, Соколов Семен, Божко Сергей, Кутыркин Ярослав;
- Викторина «Подружись с природой» (городская программа воспитания и дополнительного образования «Отражение», Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 1 место — Исангулов Тимур, Копылова София, Майорова Вероника, Минникаев Богдан, Митрофанова Есения, Паконен Валерия, Саргисян Владимир, Соболевский Глеб, Хусаинов Рустам, Шулякова Марьяна, Макеева Дарья, диплом за 2 место — Байгулова Алина, Митрофанова Алиса, Соколов Семен, Кутыркин Ярослав, Агафонова Мария, Вишнякова Виктория, Сафронова София, Соломин Максим, Федосеев Артём, Фомченко Варвара, диплом за 3 место — Большаков Руслан, Гаврилов Демид, Губа Дмитрий, Еременко Макар, Маношкина Алиса, Плотников Саша, Тагиева Дарина;
- Конкурс презентаций «ЭкоДень календаря» (городская программа воспитания и дополнительного образования «Отражение», Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 1 место – Тагиева Дарина, Кутыркин Ярослав, диплом за 2 место – Байгулова Алина;
- Выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Миллион идей из ненужных вещей» (городская программа воспитания и дополнительного образования «Отражение», Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 1 место – Митрофанова Есения, диплом за 2 место — Вышлова Александра, диплом за 3 место — Захоба Александр, Соломин Максим, Шулякова Марьяна;
- Экологическая акция «Сдай макулатуру, спаси дерево!» (МАОУ ДО ДДТ «Планета»): диплом за 2 место – коллектив ДОО «Юный эколог».
Участие педагога в профессиональных конкурсах
- Открытый дистанционный конкурс мультимедийных презентаций «Простой и сложный мир природы», Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Золотой ключик» Колпашевского района: Мультимедийная презентация «Прогулка в Зоопарк» — Диплом I степени в номинации «Игра — путешествие» (2020);
- I Городской конкурс исследовательских проектов «Планета проектов», ТГПУ: Проект «Волшебница осень» — Диплом I степени, Проект «Материалы и их свойства» — Диплом II степени (2020);
- Открытый профессиональный онлайн – конкурса инновационных идей «Мой лучший педагогический проект», Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России ОГБУ «Региональный центр развития образования», МАОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2»: Педагогический проект — «Зимушка – зима» Диплом III степени Лауреат (2020);
- Региональный конкурс профессионального мастерства «Томский педагог», ТОИПКРО: «Конспект занятия» — Диплом призера (2019); «Презентация к уроку или занятию» — Диплом II степени (2020); «Конспект учебного занятия / урока» — Диплом I степени (2021);
- Региональный конкурс для педагогических работников «Учитель — методист», ТОИПКРО: «Лучший конспект учебного занятия» — Диплом I степени (2021); «Лучший сценарий внеучебного занятия» — Диплом I степени (2022);
- Муниципальный Конкурс методических материалов «Мы живем в России», Департамент образования администрации Города Томска, МБОУ ДО ДДТ «Планета»: «Презентация к занятию/ мероприятию» – Диплом за 1 место (2022);
- Муниципальный конкурс методических материалов «PROЭкологию», Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»: «Конспект и сценарий учебного занятия» — диплом за 1 место;
- Региональный конкурс «Томский педагог», ТОИПКРО: Сценарий учебного занятия по экологии «В мире птиц» — Диплом за 1 место (2023);
- Конкурс методических материалов «PROЭкологию», Департамент образования администрации Города Томска, МАОУ ДО ДДТ «Планета»: Мультимедийная презентация к занятию «В. П. Астафьев «Васюткино озеро» — книга тайги» — диплом за 1 место (2024).