«Юный эколог»

Зырянова Ольга ВасильевнаРуководитель: Зырянова Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории. В Доме детского творчества «Планета» работает с 01 сентября 2014 года.

Образование: филологический факультет ТГУ, юридический институт ТГУ.

Направление работы: формирование и развитие основ экологической культуры обучающихся.

Возраст детей: 5 — 11 лет.

В наши дни сложно переоценить значение экологического образования детей. Основы экологической культуры подрастающего поколения следует закладывать уже в дошкольном возрасте. А в начальной школе предметы экологической направленности должны стоять в одном ряду с основными дисциплинами. Изучение экологии детьми дошкольного и младшего школьного возраста является важным этапом в становлении и развитии личности ребенка. Перед системой образования России стоит важная задача: создать систему непрерывного всеобъемлющего экологического образования. Поэтому с уверенностью можно сказать, что воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача XXI века.

Но ребенок – дошкольник или ребенок младшего школьного возраста не имеет достаточного объема знаний для того, чтобы решать какие-либо экологические вопросы, поэтому начинать изучение экологии необходимо со знакомства с окружающим миром, а уже затем приступать к рассмотрению вопросов взаимоотношений человека и природы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Экология для малышей» для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) включает несколько основных разделов:

  1. Человек и природа.
  2. Времена года.
  3. Неживая природа.
  4. Живая природа.
  5. Основы экологического проектирования.

Цель программы заключается в создании благоприятных условий для формирования и развития первичных представлений детей о планете Земля как общем доме людей, животных, растений, об особенностях различных природных объектов и явлений; формирования экологической культуры дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
  • формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  • развивать способность формировать эстетические, нравственные суждения по экологическим вопросам.
  • воспитывать ответственное отношение к природе, жизни и здоровью, как к своему, так и другого человека.

Ожидаемый результат:

  • расширение кругозора по предмету и усвоение знаний о природе родного края;
  • усвоение правил грамотного поведения человека в природе в целях сохранения и экономного использования природных ресурсов;
  • умение выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений.

Программа основана и разработана в соответствии с принципами системности, поэтапности, экологического гуманизма, наглядности и практической направленности. Также используется краеведческий принцип, так как акцент ставится на изучении природы Томска и Томской области.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детской психологии.

Организация учебного процесса — групповые занятия по 30 минут:

  • для детей, посещающих детский сад — 1 раз в неделю по 1 занятию (срок реализации программы – 1 год);
  • для детей, не посещающих детский сад — 2 раза в неделю по 1 занятию (срок реализации программы – 2 года).

В содержание дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог» для детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет) входит изучение следующих тематических разделов:

  1. Живая и неживая природа.
  2. Экокраеведение.
  3. Я – человек. Основы ЗОЖ.
  4. Основы экологической грамотности.
  5. Декоративно-прикладное творчество с использованием природного материала.
  6. Экологическое проектирование.

Основной целью программы «Юный эколог» является создание благоприятных условий для формирования и развития основ экологической культуры обучающихся. Для достижения поставленной цели предполагается решение нескольких задач:

  • сформировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
  • сформировать осознанное представление о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
  • сформировать у обучающихся умения и навыки в проектной деятельности;
  • развить способность формировать научные, эстетические, нравственные и правовые суждения по экологическим вопросам;
  • воспитать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.

Ожидаемый результат:

  • расширение кругозора;
  • появление устойчивой мотивации и интереса к познанию мира природы родного края (Города Томска и Томской области);
  • осознание необходимости гармонично взаимодействовать с природой с точки зрения экологической допустимости;
  • осознание ребенком человека частью природы; появление гражданской позиции; появление нравственно-этических ориентиров;
  • создание исследовательских и проектных работ, выступление на научно-практических конференциях с докладами.

Программа основана и разработана в соответствии с краеведческим принципом, так как акцент ставится на изучении природы Томска и Томской области. В данной программе предусмотрена как аудиторная (в учебном кабинете), так и неаудиторная работа (в музее, в парке, на пришкольном участке).

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детской психологии.

Срок реализации программы: 4 года.

Организация учебного процесса: групповые занятия по 40 минут: — 2 раза в неделю по 2 занятия.

Наши достижения:

2018 – 2019 учебный год

  • Региональный Открытый дистанционный конкурс «Знатоки мира природы»: творческий коллектив ГДР «Вишенки» — диплом призера 1 степени, творческие коллективы ГДР «Горошинки» и ГДР «Лучики» — диплом призера 2 степени (декабрь 2018 г.);
  • Международная Олимпиада «Уроки Мойдодыра»: Шиянова Анна — диплом победителя 1 степени, Киреева Дарья – диплом призера 2 степени, Буваев Максим — диплом призера 3 степени (апрель 2019 г.);
  • Городской заочный конкурс детского творчества «Экочудо» (в рамках городской программы «Отражение»): Назарьева Ирина – диплом победителя в номинации;
  • Городская интеллектуальная игра «Эко-лото «Древесные растения Заповедного леса»: команда «Юный эколог» — диплом 2 степени (ноябрь 2018 г.);
  • Региональный Открытый дистанционный интеллектуальный марафон «Мир вокруг нас»: Семенцова Марина – диплом 1 степени (март 2019 г.);
  • Международная «Олимпиада по ЗОЖ»: диплом победителя 1 степени — Крутиков Панкратий, Шулякова Арина, диплом призера 2 степени — Терехина Настя, Овечкин Захар (апрель 2019 г.)

 2019 – 2020 учебный год

  • Региональный конкурс «Юные таланты Томской области»: диплом 1 степени – Шулякова Арина (октябрь 2019 г.);
  • Городской конкурс-выставка «Щедрый урожай»: диплом за 3 место — Зорина Айшат, Семенцова Марина (октябрь 2019 г.);
  • Городской конкурс коллажей «В единстве наша сила»: диплом за 1 место — творческий коллектив ДОО «Юный эколог» (ноябрь 2019г.);
  • Региональная олимпиада «Духовная культура Отечества»: диплом победителя – Суут Алена, диплом призера – Овечкин Захар (ноябрь 2019 г.);
  • Региональный Открытый дистанционный фестиваль «Экологический калейдоскоп»: диплом 3 степени – Крутиков Панкратий, Терехина Настя (ноябрь 2019 г.);
  • Региональная открытая экологическая квест – игра «Знатоки природы»: диплом 3 степени – команда «Юный эколог» (ноябрь 2019 г.);
  • Городской конкурс детского творчества «Снежинка» (городская программа «Первые шаги – первые успехи»): диплом 3 степени – Спановская Дарья (февраль 2020 г.);
  • Городской дистанционный конкурс чтецов в рамках «Парада литературных героев — 2020» (городская программа «Отражение»): диплом победителя – Шулякова Арина (апрель 2020 г.);
  • Городская викторина «Разных народов большая семья» в рамках форума «Томск – территория дружбы» (городская программа «Отражение»): диплом победителя – Панченко Дмитрий, Шулякова Арина, Арзамасцев Александр, Суут Алена, Берт Алексей, Семенцова Марина, Ведель Роман, Крутиков Панкратий, Терехина Настя, Валевская Виктория (май 2020 г.);
  • Городской конкурс детского творчества «Страницы экологического календаря» (городская программа «Отражение»): диплом победителя – Кухаренко Маргарита, Сергеев Макар, Берт Алексей (июнь 2020 г.).
Рассказать друзьям:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Мой Мир
  • email
  • PDF