Одной из важных задач педагогического коллектива является создание комплексной развивающей образовательной среды, направленной на удовлетворение познавательных, коммуникативных, двигательных, речевых потребностей ребенка дошкольного возраста, проявление его способностей и их развитие. Занятия строятся с учетом трёх основных взаимопроникающих и дополняющих друг друга форм совместной деятельности: игра, познание, общение.
Игра — является ведущим видом деятельности на занятиях. Посредством игры ребенок приобщается к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, у него развиваются физические, личностные и интеллектуальные качества. В программах предусмотрено использование различных видов игр.
Познание — расширение познавательного опыта об окружающем мире, сенсорного опыта в изучении свойств предметов, их взаимосвязи, речевого опыта — интереса к собственной речи, речи окружающих; удовлетворение познавательных интересов.
Общение — как основа познания. Именно в совместной деятельности, участниками которой могут быть как дети, так и взрослые, наиболее эффективно протекает процесс познания.
Важным элементом развивающей образовательной среды является её открытость, которая предполагает тесное взаимодействие с семьёй с целью учета ее воспитательного потенциала для комплексного развития индивидуальности ребенка. Для этого используются следующие формы совместной деятельности:
- родительские лектории;
- открытые занятия;
- индивидуальные консультации.
Группа дошкольного развития — это комплекс развивающих занятий для детей от 5 до 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Занятия проходят 3 раза в неделю. Наполняемость группы — 8 человек, продолжительность занятия — 30 минут. Для детей группы дошкольного развития предлагаются программы:
- Программа «Почемучки»
Цель программы — формирование школьно-значимых компетентностей и развитии коммуникативных качеств на основе общения, мыслительной и речевой деятельности обучающихся.
Программа включает в себя комплекс развивающих занятий:
- развитие речи;
- подготовка к обучению грамоте;
- развитие элементарных математически представлений.
Цель программы — развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей.
Программа включает в себя разделы:
- лепка;
- бумагопластика;
- бисероплетение.
- Программа «Музыка — детям»
Цель программы — развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению.
Программа включает в себя разделы:
- речевое музицирование;
- пение;
- слушание музыки;
- ансамблевое музицирование.
Цель программы — развитие мотивации к познавательной, творческой и игровой деятельности ребенка дошкольного возраста в условиях образовательного пространства.
Программа включает в себя разделы:
- развивающие игры;
- знакомство с художественной литературой.
- Психологическое сопровождение программы (индивидуальные коррекционно-развивающие занятия).
Группы дошкольного центра предназначены для детей дошкольного возраста, посещающих детские дошкольные учреждения. Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность занятий для детей 5-6-летнего возраста — 25 минут, для старших дошкольников — 30 минут, наполняемость групп — 12 человек. Для обучения детей, посещающих детский сад, реализуются несколько дополнительных общеразвивающих программ.
Цель программы «Дошколенок» — развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению, это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций.
Основу программы составляет интеграция разных дисциплин, которые в программе представлены как разделы:
- развитие устной связной речи;
- подготовка к обучению грамоте;
- формирование элементарных математических представлений;
- знакомство с окружающим миром;
- развивающие игры.
Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире, который их окружает. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Поэтому программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Цель программы «Страна знаний» заключается в формировании школьно-значимых компетентностей и развитии коммуникативных качеств на основе общения, мыслительной и речевой деятельности обучающихся.
Основу программы составляет интеграция разных дисциплин, которые в программе представлены как разделы:
- развитие устной связной речи;
- подготовка к обучению грамоте;
- формирование элементарных математических представлений;
- знакомство с окружающим миром;
- ручной труд.
Занятия строятся на основе игровых методов. В ходе таких занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач, приобретают навык свободного выражения собственной мысли и её грамотного построения. Также в ходе реализации программы происходит расширение знаний обучающихся о природе, осознание необходимости экологически грамотного и ответственного поведения по отношению к себе, окружающим людям, окружающему миру.
Обучающиеся являются активными участниками городских программ: «Первые шаги — первые успехи», «Отражение», а также выставок, конкурсов, олимпиад различных уровней.
В центре детского развития работают творческие, увлеченные своим делом педагоги:
- Абакумова Елена Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории (программы «Почемучки», «Непоседы»);
- Ангур Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории (программа «Дошколенок»);
- Дырнаева Наталия Леонидовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории (программы «Умелые ручки», «Непоседы»);
- Зырянова Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории (программы «Страна знаний», «Юный эколог»);
- Кривогуз Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории (программа «Музыка — детям»).
Многолетний опыт работы Центра развития и воспитания дошкольников доказывает свою успешность следующими результатами работы:
- востребованность образовательных услуг — ежегодно участниками образовательных программ становятся дети дошкольного возраста;
- сохранность контингента обучающихся;
- большинство выпускников Центра продолжают заниматься в учреждении в различных детских образовательных объединениях.