Я думаю, что родители и педагоги с большой радостью услышали бы такой ответ будущего первоклассника на вопрос взрослого: «А ты хочешь идти в школу?». И я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок, которого привели к нам в дошкольный центр «Радуга» был готов к школе. А эта формулировка включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения в школе, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Ребенок должен пойти в школу интеллектуально, психически и физически развитым.
И я понимаю, какова ответственность перед такими детьми.
В дошкольный период происходит развитие автономии (я – концепция). Стремление ребенка к автономии, самостоятельности не должно встречать сопротивления взрослых. В противном случае у ребенка и взрослого возникнут конфликты. В этот период ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке, в воодушевлении. Единственное, что можно запретить это только то, что действительно недопустимо. Это важный и сложный период формирования личности. И в этот же период идет подготовка к школе.
Ребенок также должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам.
Личностной готовности к школе не только родители, но и мы, педагоги, должны уделять особое внимание.
Как известно, в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, можно даже сказать, что это фундамент будущих социальных отношений ребенка дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли. Так почему бы не поиграть «в школу», используя соответствующие атрибуты сюжетно – ролевой игры: тетрадь, карандаши, доску, мел. Развивая воображение ребенка, можно представить, что кабинет – это класс, стол – парта. Дети очень увлеченно играют в « школу», а ответ у доски практически для всех детей является самым любимым моментом этой игры. И в конце занятия дети иногда спрашивают: «А будет домашнее задание?». «Конечно, — отвечаю я.- Вам понравилась игра, в которую мы с вами сегодня играли? Если понравилась, тогда поиграйте в неё с мамой, папой или бабушкой. Познакомьте их с этой игрой». А игры у нас разнообразные и очень интересные: «Живые числа», «Камушки», «Геометрическая мозаика», «Арифметическое лото», считалочки, задачки в стихах и многое другое. В процессе таких игр и формируется позитивный настрой ребенка на будущее обучение в школе. Важно только тонко чувствовать грань между игрой и школьными требованиями. И ещё важно обрести союз педагога и родителя. Тогда ребенок, чувствуя заботу, внимание и поддержку в его желании познавать новое, чему-то научиться, скажет: «Хочу в школу!»
Тукиш Галина Викторовна, педагог дополнительного образования
Дома детского творчества «Планета»